Трехходовые шахматные задачи

Большее количество ходов решения в трехходовых задач по сравнению с двухходовыми позволяет проводить разнообразные идеи и строить задачи так, что разыгранные комбинации в основных вариантах могут быть закончены правильными матами. Это существенное отличие трехходовок от двухходовок, где короткое решение и, следовательно, малое изменение в расположении фигур в процессе решения практически исключают возможность представления современных идей при правильных матах.

Тем не менее развитие и усложнение задачных идей привело к аналогичному явлению и в трехходовой задаче. Практически было показано (в частности, Л. И. Куббелем в 1929 г.), что даже одни и те же идеи при близких конструктивных механизмах могут быть выражены как с правильными матами, так и без них, причем в последнем случае комбинации могут быть представлены или в большем числе вариантов или в более усложненном виде. Многие комбинации вообще не могут быть выражены в трехходовой форме с правильными матами. Несмотря на бесспорность высказанных положений, надо констатировать, что трехходовая форма задачи дает все же достаточный простор для выражения самых разнообразных, подчас весьма сложных идей при правильных матах в основных вариантах.

Таким образом, трехходовые задачи можно разделить на две большие группы: задачи с правильными матами и задачи без правильных матов.

Трехходовка с правильными матами лучше соответствует основным художественным требованиям к задаче, так как в идейное содержание включается все решение, в том числе и конечное матовое положение. Большинство трехходовок автора относится к этой группе задач, и сравнительно немного трехходовок составлено без правильных матов.

Современная трехходовка с правильными матами имеет три основных направления, или школы, выдвигающие наряду с требованиями правильного мата еще некоторые положения, считающиеся важнейшими.

Например, чешская школа наибольшее внимание уделяет качеству правильных матов, отсюда и такое строгое требование к использованию белых фигур, тогда как такие столь важные с точки зрения требований других школ моменты, как «стратегические» идеи в игре белых и черных фигур, ложные следы, иллюзорные решения и их опровержения и т. п. являются для последователей чешской школы лишь более или менее полезным и желательным улучшением. Чешская школа создана в основном чешскими композиторами. Наиболее значительным представителем этой школы является чех М. Хавель (род. в 1883 г. ), создавший большое количество выдающихся трехходовых задач.

Классическая школа, кроме обязательно разнообразной матовой картины, в отличие от чешской школы, не предъявляет к правильным матам таких жестких требований в отношении экономии, в частности не выдвигается требование использования в каждом правильном мате всех белых пешек, что почти обязательно в настоящей чешской задаче. Однако требования к качеству ходов белых — первый ход и в особенности вторые ходы в основных вариантах — очень высокие. В задачах классической школы особенно распространены трудные вторые ходы, жертвы и т. и. М. Фейгль (Австрия, 1871—1930), Г. Хиткот (Англия, 1870—1942) Г. В. Марэп (Испания, 1872—1936), Н. Малахов (СССР, 1886—1947) — основоположники этой школы, хотя творчество этих композиторов, как и многих других мастеров — приверженцев этой школы содержит в себе много индивидуальных черт.

Художественная школа требует, чтобы игра в идейных вариантах заканчивалась правильными матами, но качеству и разнообразию матов отводится второстепенная роль. Главное в «стратегических» комбинациях — взаимодействие черных и белых фигур. Поэтому художественная школа черпает идеи главным образом из «стратегической» двухходовки, но использует их в своеобразной форме, соответствующей форме трехходовой задачи с правильными матами. Представителем этой школы являлся чешский композитор Э. Палькоска (1871—1955).

Как явствует из сказанного, каждая из школ выдвигает как важнейшее какой-либо элемент решения (чешская школа — правильный мат, классическая школа — второй ход белых, художественная — «стратегию»), тогда как художественное credo автора не выделять какой-либо элемент или этап решения как основной. Задачу надо рассматривать как художественное произведение в целом, от ложного следа и первого хода до мата. Как только для развития одного художественного элемента приносятся в жертву остальные, так задача как художественное произведение в целом проигрывает. Конечно, это общее требование, которое не может полностью применяться к каждому произведению.

http://www.chessdvor.ru/ru/about_chess/task/#20

 

Добавить комментарий

Запрещается: спам, оскорбления, нецензурная лексика, флуд и разговоры не по теме. Если Вы хотите широко обсудить тему, затронутую в материале, воспользуйтесь, пожалуйста, форумом.