Шахматные этюды |
В шахматных задачах, как известно, вводится дополнительное условие, отсутствующее в практической партии,— мат не позже определенного хода; этого условия нет в этюдах, поэтому шахматные этюды ближе к практической шахматной партии, чем задачи. В шахматных этюдах требуется достичь ясного выигрышного или ничейного положения в любое число ходов. Большинство современных шахматных этюдов — одно вариантные. Увеличение содержания в этюде достигается удлинением решения, что может быть часто осуществлено без введения лишних фигур. Увеличение содержания шахматной задачи не может идти путем удлинения решения и достигается посредством добавления новых вариантов, что, как правило, не может быть выполнено без прибавления фигур. Поэтому даже очень содержательные этюды часто имеют малое количество фигур, и это привлекает к себе широкие круги шахматистов. В современном шахматном этюде достаточно четко выявились три школы, или направления, названные А. О. Гербетманом — классическим, романтическим и реалистическим направлениями в этюде. Этюдный классицизм — направление, где в чеканной форме выражаются идеи, содержание которых определяется наличием на доске соответствующих сил. В этюдном классицизме идея предопределяется материалом. Братья В. и М. Платовы (В. Н. Платов, 1881—1952) — основоположники этого направления. Этюдный романтизм — направление, где идея главенствует целиком над формой. Оригинальная идея позволяет в известной мере пренебречь формой. В. Л. Корольков — основоположник этого направления (предшественник Королькова — М. Г. Кляцкин (1897—1926), составивший, правда, очень мало шахматных этюдов). Этюдный реализм — направление, в котором идея определяет выбор материала (а не наоборот, как в классицизме). Оригинальная и даже экстравагантная идея является большим достоинством этюда, по любая идея должна быть выражена соответствующей формой. Это направление было основным у советских композиторов и лучшие произведения в этом плане были созданы М. С. Либуркиным (1910—1953). В этюдах автора, в особенности позднего времени, отсутствует так называемая вступительная игра. Кажется неправильным и художественно неоправданным, когда ради увеличения содержания вводят дополнительные фигуры, которые создают несколько ходов дополнительной игры. В шахматном этюде не должно быть, как правило, лишних фигур, не участвующих в заключительной комбинации. Только на базе этих фигур и следует развертывать решение этюда. Второе важное художественное требование — это то, чтобы по возможности все имеющиеся фигуры двигались в процессе решения, чтобы к заключительному положению (комбинации), к которому стремится все решение этюда, сами фигуры пришли в процессе борьбы, а не были бы заранее поставлены на свои места. Это условие выполнить труднее всего. Поскольку все решение этюда стремится к заключительному положению, являющемуся вершиной всего произведения, и поскольку таким заключительным положением является часто пат или мат, то требование правильного мата (пата) является почти обязательным, равно как чистота доминации, вечного шаха, позиционной ничьей http://www.chessdvor.ru/ru/about_chess/task/#20 |
Добавить комментарий
Комментарии